Редкие аддикции: что такое шопоголизм

С повышением уровня в жизни в России участились случаи ониомании, или шопоголизма. Этот вид аддикции довольно редко встречается у нас, однако широко распространен в Европе и США, где ониоманией страдает более 70 миллионов человек.

Шопоголизм – это неконтролируемая тяга совершать покупки. При этом человек приобретает совершенно ненужные ему вещи и не способен контролировать свои траты. Как и азартная игромания, «магазинная зависимость» наносит удар по бюджету семьи, приводит к серьезным конфликтам между близкими людьми. Но самое главное, создавая иллюзия благополучия, шопоголизм мешает человеку избавиться от существующих психологических проблем: стресса, нервного перенапряжения, депрессии и неосознаваемых страхов.

Особенности и признаки шопоголизма

Многие из нас, совершая давно желанную покупку (дорогое платье или украшение, новый компьютер или привлекательную безделушку), испытывает удовольствие. Происходит это из-за выброса в кровь эндорфинов и адреналина. Другими словами, каждый из нас чувствует себя гораздо лучше благодаря шоппингу. Однако для зависимых людей магазин становится единственным источником положительных эмоций. В этом и состоит главное отличие здорового человека от шопоголика.

К основным симптомам ониомании относят:

  • желание совершать покупки в одиночестве (избавившись тем самым от контроля за расходами);
  • неосознанное приобретение бесполезных, не нужных на данный момент вещей (шопоголик может выйти в магазин за хлебом, и принести в дом статуэтку кошки, пушистый брелок, магнит на холодильник, совершенно забыв о хлебе);
  • ощущение разочарования и сожаление о свершенной дорогостоящей покупке (зависимый испытывает чувство вины, так как нередко его страсть полностью опустошает бюджет семьи);
  • депрессия и нервозность при отсутствии возможности совершить покупку;
  • постоянные беседы о недавно купленном предмете, стремление подробно описать его всем знакомым (при этом нередко шопоголик приуменьшает цену своей покупки);
  • регулярные бесцельные походы по магазинам (ониоман посещает отделы, которые никак не относятся к его стилю жизни и материальным возможностям: антикварные и ювелирные магазины, брендовые бутики и так далее).

Причины развития шопоголизма

Что же заставляет человека отправляться по магазинам, спасаясь от депрессии и чувства одиночества? Истоки болезни необходимо искать в детстве зависимого.

Тотальный контроль

Стараясь защитить своих детей от жизненных трудностей и всевозможных неприятностей, некоторые родители окружают ребенка чрезвычайной заботой, что мешает ему развиваться и учиться самостоятельности. Нередко в семьях, где каждый шаг ребенка контролируется, вырастает шопоголик. Во время покупок он чувствует свою власть над собственной жизнью: «Я захотел и купил это, не спрашивая разрешения». Именно эти эмоции заставляют зависимого вновь и вновь возвращаться в магазин, чтобы получить чувство контроля над ситуацией.

К сожалению, иллюзия самостоятельности довольно быстро развеивается. Придя домой, ониоман обнаруживает, что потратил слишком много. Это приводит к самобичеванию и глубокой депрессии, выход из которой зависимый вновь находит на полках магазина.

Любовь – это деньги

Чрезвычайно занятые, работающие родители, стараются компенсировать свое внимание и заботу к ребенку дорогими игрушками. Довольно быстро ребенок начинает измерять любовь количеством подарков, что впоследствии может способствовать развитию шопголизма. Испытывая чувство одиночества, несостоятельности, неудовлетворенности собственной жизнью, такой выросший ребенок будет окружать себя иллюзорной любовью с помощью новых и новых приобретений. Дорогая техника, одежда или косметика используется шопоголиком для создания ощущения благополучия.

Убегая от прошлого

Нередко шопоголиками становятся и люди, выросшие в бедных семьях, обделённые модной одеждой и новыми игрушками. Если родители не научили ребенка получать удовольствие от нематериальных вещей: игр с друзьями, творчества, чтения, даже повзрослев, он будет воспринимать покупки как доказательство успеха и состоятельности. При этом душевная пустота из-за подсознательной неудовлетворенности жизнью, не исчезнет, и шопоголик снова и снова будет посещать магазины с целью найти счастье.

Проблема шопоголизма становится все более актуальной в большинстве стран мира. Молодые люди все чаще убегают от реальных проблем с помощью новоприобретенного гаджета, косметики или аксессуара. Данная проблема признана заболеванием в большинстве стран, однако до сих пор многие относятся к ней не серьезно, что способствует распространению болезни. Именно поэтому так важно обратиться к специалисту при первых признаках зависимости от покупок.

Поделитесь записью: